Я о себе и своей работе
Анкетные данные
Ф.И.О.:Дормакова Надежда Николаевна
Место работы: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учереждение города Новосибирска
Детский сад № 488 - "Лебедушка"
Должность: воспитатель логопедической группы
Сведения об образовании: среднее – специальное, Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко
Квалификация по диплому: воспитатель детей дошкольного возраста
Педагогический стаж: 7 лет
Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория
В настоящее время являюсь студенткой НГПУ, факультет психологии
У педагога есть прекрасная возможность:
научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность,
И небо в чашечке цветка». Уильям Блейк
Методика моей работы
Я, Дормакова Надежда Николаевна, работаю воспитателем в логопедической группе.
Для повышения своего профессионального уровня в 2012 году поступила в НГПУ, факультет психологии.
А также самостоятельно изучаю методическую литературу, посещаю методические объединения.
Дизартрия – это нарушение нервной проводимости мышц артикуляционного аппарата.
ОНР 3 уровня _ сложные различные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало речи, скудным запасом слов, дефекты произношения и фонообразования.
У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов (восприятие, память, внимание и мышление).
Результаты педагогической диагностики, полученные в начале учебного года, показали
1. Недостаточную сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
2. Недостаточную развитость элементарных математических представлений, слабое развитие трудовых навыков, навыков самообслуживания и умения в изодеятельности.
3. Диагностика развития речи показала плохо развитое речевое дыхание, нарушение грамматических сторон речи, неразвитость связной речи, нарушение правильного произношения (свистящих, шипящих, сонорных)
Для решения выявленных проблем были определена цель и поставлены задачи.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Создать условия максимально обеспечивающие развитие и саморазвитие детей, коррекцию речевых нарушений ,
а также развитие творческого потенциала детей ОНР – 3 уровня через осмысленное познание окружающего мира путем развития всех анализаторных систем.
ЗАДАЧИ
1. Укреплять здоровье детей, удовлетворяя потребности ребенка в движении, развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма.
2. Развитие творческих способностей у детей посредством использования партнерских отношений между взрослым и ребенком в процессе познавательной деятельности, где ребенок является активным деятелем.
3. Развивать коммуникативные способности через развитие речи детей (расширение словарного запаса, устранение нарушений грамматического строя, развития связной речи, закрепление навыков правильного звукопроизношеня).
4. Развитие умений у детей ориентироваться в окружающем мире. используя полученные знания в любых ситуациях.
5. Выработать общую установку на сотрудничество воспитателей, логопеда и родителей на совместное решение задач по развитию способностей детей.
Опираясь на требования программы воспитания и обучения в д/с под редакцией М.А. Васильевой, М, -2010, учитывая рекомендации данные в проекте программы «Развитие речи детей 5 – 6 лет», разработанной Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной и собственный опыт работы наметила пути реализации поставленных задач через все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, театральной, продуктивной, художественной и чтению.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
1. Создание предметно – развивающей среды:
1. Приобретение и изготовление дидактических игр, театрализованных игр.
2. Приобретение аудиосистемы,аудио и видеоматериалов по лексическим темам.
3. Обновление содержимого уголков для сюжетно – ролевых игр
4. Приобретение мебели в игровую зону «магазин» и «салон красоты»
5. Оборудование центра речевого развития: разнообразные дидактические игры для развития основных психических процессов, материалы по сенсорному развитию; для развития дыхании (пузырьки, трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, разнообразные игры).
6. Для обогащения словаря и развития связной речи- картинки, иллюстрации, сюжетные рисунки, схемы.
7. Для развития фонематического восприятия различные муз. «шумелки», кассеты с аудиозаписями различных природных шумов, небольшая ширма. 8. Для развития мелкой моторики – шнуровки, мозаики, застежки, бусы для нанизывания, нитки и вязальные спицы, вязальные крючки, бисер.
9. Обогащение уголка экспериментирования разнообразным природным и бросовым материалом: колоски, семена, сухие листья, различные крупы, а также бутылочки, баночки, коробочки, оберточный материал, упаковки и т.д.
10. Наполнение спортивным инвентарем уголки физической культуры (мячи на каждого ребенка, скакалки, обручи, ленты, флажки, бадминтон, дартс, корзина баскетбольная, футбольный мяч.)
11. Пополнение материалов предметов прикладного творчества, реквизитов в театральный уголок.
2. Приоритетность практических видов деятельности в познании и коммуникации.
1. Еженедельные экскурсии , в том числе выездные, или целевые прогулки
2. Длительные наблюдения: за морской черепахой, карликовым кроликом, ветками деревьев, проращивание семян, репчатого лука, бобов, гороха, выращивание цветов для подарка мамам (бархатцы, махровая календула)
3. Моделирование: дома различной этажности, дороги, речки, улицы города, ж\д транспорт, метро, календаря дней недели, календаря погоды, часов, одежды из бумаги (шорты, юбка, фартук).
4. Обязательная драматизация отрывков изучаемых произведений по художественной литературе.
5. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности осуществлять в трех направлениях: продуктивное, исполнительское, оформительское.
6. Развивать интерес к истории и жизни родного города, к народным и семейным традициям, о Родине, достижениях своего народа.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особое значение в системе организации работы придаю психоречевому развитию детей, поскольку оно способствует более эффективному осмысленному восприятию окружающего мира. Я погружаю ребенка в деятельность, в которой было интересно действовать.В работе с детьми уделяю основное внимание развитию сенсорики, то есть воспитанию разных форм анализа явлений внешней среды: зрительного, слухового, зрительно-пространственного и т.д. Такие занятия помогают более прочному закреплению непосредственных ощущений и впечатлений и служат хорошей основой для последующего формирования нервной второй сигнальной системы. Ознакомление с явлениями и предметами ближайшего окружения проводится в соответсвии с основными лексическими темами.
В структуру комплексных организованных видов детской деятельности обязательно включены по лексическим темам – пальчиковые игры, логоритмические упражнения, упражнения на расслабления, примерно через 5 мин. Меняются динамические позы (стоят в кругу, сидят на ковре, передвигаются по группе, работают за конторками, стоят у магнитной доски). Моделирование звука на руках М.М Кольцова считает, что кисть руки – такой же орган речи, как артикуляционный аппарат, а значит, проекция руки – еще одна речевая зона. Дети произносят звук и показывают руками артикуляционные движения (уточняют положение губ, зубов, языка). «Отщелкивание» звуков в слогах и словах с помощью игры «печатная машинка». Дети называют звук и одновременно называют звук и одновременно щелкают пальцами, определяют и называют позицию звука. Моделирование слога и слова при помощи пальцев рук. Большой палец – обозначает согласный звук, указательный – гласный. Далее переносим эту схему (обводим мелом) на конторку или доску.
В.М. Бехтерев считал, что ритмическое воспитание устанавливает равновесие в деятельности нервной системы, урегулировает неправильные лишние движения. Практически во все организованные виды детской деятельности включаю упражнения с мячом «Раз - себе, два другому», «Мой веселый звонкий мяч», и др., счет , дни недели, названия месяцев. Дети в едином ритме ударяют мячом об пол и проговаривают слова. «Ритмизованная строка» Дети проговаривают и одновременно прохлопывают ритм. Эти коррекционные упражнения развивают речевую функциональную систему (дыхание, голос, артикуляционный аппарат, слух, и зрительное внимание, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала. С.А. Митронова отмечает, что основное место в коррекции развития процесс ознакомления детей с окружающим миром.
Расширение и обогащение словаря , работа над грамматическим строем речи, развитие связной речи, формирование элементарных математических представлений начинается с экскурсий и целевых прогулок, непосредственно связанных с основными лексическими темами.
Одна из проблем детей с ОНР – непонимание значений слов, которые используют в речи взрослые. Для полного понимания лексического значения слова необходимо задействовать все анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные, моторные), т.е. всесторонне обследовать предмет. Чем ближе ребенок знакомится с предметами явлениями окружающей действительности, тем глубже его заинтересованность, тем более полными становятся его образные представления , а значит активней его активный и пассивный словарь.
Начинаю работу с детьми с ориентировке на себе: проводиться игры «Что ты знаешь о себе?», «Ухо-нос?», «Лавота?» и др. Учу ориентироваться в окружающем пространстве, то есть определять, где лево-право, верх-низ, впереди-позади; между, около, над, под, за, перед, и т.д. Сначала задания на ориентировку они выполняют в пространстве своей группы, а затем учаться ориентироваться в пространстве детского сада и ближайшем окружении. На занятиях по математике составляют план помещений и используют его при проведениии подвижных игр: «Разведчики», «Угадай, где спрятано», «Кто быстрее найдет» и другие.
Во время экскурсий использую наглядные и словесные, практические методы, экспериментирование. Например: во время экскурсии в магазин(ткани), дети сами отмеряли узкую ленту (пригодилась для медалей), трогали ткани. На почте дети сами раскладывали письма, газеты в абонентские ящики. По темам «Овощи», «Фрукты», «Хлеб», после экскурсий на огород, магазин, базар, приносим в группу разные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, проводим тщательное обследование: узнаем на ощупь, определяем форму, цвет, размер, пробуем на вкуси запах, используем дидактические игры «Скажи какой?», используем при этом передачу мяча по кругу - обогащая при этом словарный запас у детей, активизируем словарь определениями. Экскурсии и целевые прогулки плавно переходят в изодеятельнось. Чаще всего это коллективное рисование на обоях, больших местах, где дети уточняют представления по теме (учится друг у друга рисовать и деловому общению). Завершается работа продуктивной деятельностью: дети совместно с воспитателем готовят овощной и фруктовый салат, солят капусту, стряпают печенье, калачи, пекут блины (на блиннице) т. д. Вся деятельность обязательно сопровождается речью в едином ритме. Например: Муку мы насыпаем Берем щепотку соли И маслица кладем…и т.д. В результате такой деятельности развивается эмоционально волевая сфера детей. Дети видят результат своей работы, с удовольствием едят свою «продукцию», испытывая при этом чувство радости и собственного достоинства.
Дидактические ненавязчиво перерастают в сюжетно – ролевые игры: «Овощной базар», «Булочная», «Строители», «Мы в театре».и т.д. Дети лучше понимают назначение роли, развивают сюжет игры. В организованных видах деятельности по коммуникации дети составляют рассказ из опыта, охотно дополняют друг друга. Обогащается и активизируется словарь детей, развивается связная речь. Ведь гораздо легче составить описательный рассказ о животном, транспорте, растении, стройке и т. д., если ребенок сам наблюдал это под грамотным руководством воспитателя, логопеда. Когда ребенок выполнял с этим объектом какие-то действия. В итоге дети имеют в пассивном словаре более 10-15 определений об объекте наблюдения. Например: арбуз - тяжелый, полосатый, сладкий, сочный, вкусный, ароматный, с семечками, круглый, похож на мяч, сахарный, бархатный и т.д. При формировании элементарных математических представлений использую счетный материал: семена гороха, фасоли, кукурузы, подсолнуха, косточки фруктов и т. д.счет производится на «пластилиновой» дощечке. Знакомство с понятием прямая линия , прямой угол происходит и во время целевых прогулок на перекрестках, при рассматривании разметки дороги. В совместной деятельности уточняю , на какую геометрическую фигуру похожи предметы, из каких частей состоят, образовываем множества, измеряем условными мерками, сравниваем. Все эти темы действия по возможности «привязываются к лексическим темам. Закрепить полученные умения позволяют постоянные вопросы и задания: сколько лап у утки, у кошки, сколько этажей, подъездов в доме, сколько колес у автомобиля, и пр. По темам экскурсии детям легче составить математические задачи. Конструирование тесно связано с математикой и тоже вытекает из основной темы. Так при изучении тем »Дом», «Квартира, «Транспорт», «Улица»,дети конструируют из разных видов строительного материала, моделируют из коробок и тетра - паков дома разной этажности, мебель, транспорт . и т.д .Конструирование тесно переплетается с элементами аппликации. При ознакомлении с художественной литературой подбираю произведения подходящие к лексическим темам. Например, после экскурсии на «Утиную заводь», где дети наблюдали и кормили уток, читаю сказку «Серая шейка». Изучая тему «Фрукты», детям предлагаю попробовать сливу, затем читаю рассказ Л.Н. Толстого «Косточка» и т.д. Многократность повторения изучаемого материала в разных видах образовательной деятельности способствует формированию целостной картины мира и развитию речемыслительной деятельности динамическая система взаимообратимые связи как между различными компонентами речи (звук, слово, словосочетание, предложение, рассказ, так и сих логико-смысловым содержанием).
Для развития нравственно -патриотического воспитания разработала проект "Юные патриоты России", который пересекается с лексическими темами. Использование проектной деятельности делает работу эффективней. У детей систематизируются знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина.
Активно использую своей в работе театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ. Для этой работы мною был разработан проект "Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего возраста". Через театрализованные игры развиваю творческие способности. Усложняю игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач. Создаю атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры. Поощряю импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли. Раскрываю творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления. Игры и упражнения используются в во второй половине дня совместно, подгруппой детей и индивидуально с ребенком.
Создаю условия для воспитания личностных качеств ребенка в разных видах трудовой деятельности. Основными методами и приемами являются: постановка проблемных ситуаций, беседы по «методу трех вопросов», реализация общих дел как выполнение мини-проектов. В своей работе я стараюсь выработать единые требования к ребенку и научить родителей мотивировать их участие в трудовой деятельности. Педагогический процесс в группе построен с максимальной заинтересованностью семьи. Основное внимание при реализации проекта отводится мотивации детской деятельности, ознакомлению дошкольников с содержанием ключевых понятий: аккуратность, бережливость, усидчивость, целеустремленность, доброжелательность, старательность, бескорыстие. Важным условием является совместная деятельность детей и родителей, которая сближает членов семьи, дает положительный пример отношения к труду, значительно обогащает развивающую среду.
Также в своей работе применяю современные иновационные методы обучения - компьютерные технологии. Реализую проект "Первые шаги". При реализации этого пректа знакомлю детей с устройством ПК, функциями каждой части, компьютерной азбукой «Правила безопасности при работе с ПК, с офтальмотренажером «По следам», знакомство с дополнительными устройствами (сканер, принтер).
Также в своей работе применяю современные иновационные методы обучения - компьютерные технологии. Реализую проект "Первые шаги". При реализации этого пректа знакомлю детей с устройством ПК, функциями каждой части, компьютерной азбукой «Правила безопасности при работе с ПК, с офтальмотренажером «По следам», знакомство с дополнительными устройствами (сканер, принтер).
Направления работы:
· Использование готового программного продукта как части занятия по формированию элементарных математических представлений,
занятия по ознакомлению с окружающим,
занятия по формированию экологических знаний,
занятия по ИЗО (аппликация), конструирование.
· Кружковая работа музыкального руководителя
· Индивидуальные занятия с детьми.
Занятие состоит из трех частей:
1 часть. Основная (10 минут).
2 часть. Работа на компьютере.(10 минут)
3 часть. Снятие нервного напряжения. (5 минут)
Каждое занятие включает в себя: гимнастику для глаз и упражнения для развития мелкой моторики.
1 часть. Основная (10 минут).
2 часть. Работа на компьютере.(10 минут)
3 часть. Снятие нервного напряжения. (5 минут)
Каждое занятие включает в себя: гимнастику для глаз и упражнения для развития мелкой моторики.
Один раз неделю во второй половине дня у нас проходят занятия по квиллингу (в форме кружковой работы). На занятиях решается целый комплекс задач. Квиллинг новый вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинг способствует формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Проведение родительских собраний, консультаций, бесед. Я знакомлю родителей с особенностями психического и физического развития детей с ОНР, с перспективным планом по ознакомлению с окружающим, с требованиями с программы. Отвечаю на вопросы родителей о коррекции речевых нарушений, самочувствии, общение со сверстниками, даю рекомендации .Оформляю папки –раскладушки, информационные стенды.
2.Оформление информационных стендов. Каждый день делаю сообщение «Чем заняты дети», «Чем и как питаются дети». Ежемесячно оформляю папку «времена года», где указаны особенности данного «Времени и месяца года», здесь же даю рекомендации какую литературу необходимо прочитать вместе с детьми, дидактические игры, как можно провести досуг с ребенком. Помещаю информацию о ЗОЖ, правах ребенка, новинках психолого-педагогической литературы. Оформляю выставку работ продуктивной деятельности детей. Ежемесячно обновляю фото-выставку нашей группы.
3.Приобретение инвентаря для практических занятий. Родители сшили фартучки, косынки, пилотки, колпаки. Закупили на каждого ребенка ножи детские столовые и кухонные, разделочные доски, скалки, мячи, лыжи и др.
4. Организация выставок детского творчества, участие в конкурсах. Родители активно принимают участие в выставках «Дары осени», «Поделки из природного материала», «Новогодняя игрушка», «Игрушка для оформления веранды» (из бросового материала). Помогают в оформлении участка - привозят землю, делятся семенами, рассадой цветов, учувствуют в посадке и оформлении цветника. Изготавливают кормушки для птиц.
5.Организация экскурсий, поездок в театры, развлечений, спортивные праздники. По следам этих мероприятий изготавливается стенгазета, фоторепортаж в виде презентаций, осуществляется совместный просмотр фотографий в виде «Встреч за круглым столом». Также родители все фотографии могут посмотреть на страничке сайта группы. Такая работа благоприятствует сотрудничеству с родителями в воспитании развитии дошкольников.
ВЫВОД
1.У детей с ОНР -3 уровня хорошо развивается речемыслительная деятельность через познание в различных видах организованной деятельности окружающего мира, проходящего в форме экскурсий и целевых прогулок, театрализованной деятельности.
2.Главное достижение моей педагогической деятельности состоит в том , что дети стали более активными и любознательными, у них наблюдается процесс формирования целостности мира.
3. Благодаря систематизации работы дети овладевают средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Расширяется словарный запас у детей, учатся высказывать свои суждения, формируют простейшие выводы. У детей складываются первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Развиваются творческие способности, личностные качества детей.
4. Разработанная система активного ознакомления детей с окружающим миром позволяет достичь высоких результатов в коррекции речевых нарушений.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ВОСПИТАЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Совершенствовать систему коррекционной работы с детьми ОНР-3 уровня путем познания окружающей действительности, организованной в форме экскурсий, целевых прогулок, экспериментирования, театрализованной деятельности и др.
2. Повышать свой уровень профессионализма, изучая современную литературу, учитывая ФГТ, участвовать в метод. объединениях.
3. Совершенствовать формы работы с родителями, осваивая различные возможности компьютера