Приложение 1
. «Мы – старшие помощники»
Модель трёх вопросов:
«Зачем люди трудятся?»
Что мы знаем?
Как надо трудиться.
Как помогать ближнему.
Как правильно ухаживать за растениями.
Что мы хотим узнать?
Какой бывает труд?
Как сделать труд приятным?
Откуда мы можем узнать? Спросить у родителей. Спросить у воспитателя. На занятиях. Спросить у няни.
Игра: «Кому это нужно»
Цель Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах.
Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью.
Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и. т. д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
Например: клещи, молот, пылесос, кофемолка, компьютер, сантиметр, микроскоп, телескоп. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Образовательная область познание (по ознакомлению с окружающим): «Что такое труд?»
Программное содержание. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда.
Называть чувство ответственности, желание оправдать доверие.
Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.
Ход работы
Воспитатель обращает внимание детей на аквариум: -Посмотрите, ребята, на наших рыбок, которых мы отсадили в банку на время мытья аквариума.
Как вы думаете, хорошо ли им тут? (Ответы детей.) Конечно, им тесно плавать и дышать трудно. Надо поскорее подготовить для рыбок аквариум с чистой, отстоявшейся водой.
Но мне одной быстро и хорошо не справиться. Давайте займемся этим делом вместе. Кто хочет потрудиться? (Отбирает 5-6 детей.) Надо определить объем работы и распределить ее между всеми участниками труда.
Итак, что надо сделать? (Ответы детей.) Давайте я буду вычерпывать воду, а вы уносить и выливать ее. Потом я достану камушки, ракушки, гроты, а вы их хорошенько вымоете губками и щеточками. Я в это время буду чистить стенки аквариума и промывать песок. Потом я разложу на дне аквариума вымытые камушки, ракушки, гроты, а вы начнете наполнять аквариум отстоявшейся водой. Я в это время буду промывать водоросли. Затем я помещу водоросли в аквариум и установлю подсветку. А когда вода станет прозрачнее, мы запустим рыбок и улиток. Все согласны с таким распределением работы? (Ответы детей.) Тогда приступаем к делу. В процессе труда воспитатель дает советы, высказывает мнение о действиях детей, подбирает их. По окончании работы предлагает навести порядок после работы: вымыть губки, щетки, положить на просушку, протереть и убрать на место ведра, подтереть пол, снять и повесить клеенчатые фартуки. Затем воспитатель обращает внимание ребят на рыбок в банке. Дети пересчитывают рыбок, вспоминают их названия. Воспитатель запускает рыб в аквариум и вместе с ребятами наблюдает, как рыбки радуются простору, чистой воде. Педагог говорит детям, что пора покормить рыбок, они кормят их, приговаривая: Маленькое море есть у нас с тобой. Нет на море шторма. Здесь всегда покой. Только веселятся сказочные рыбки, Медленно и важно ползают улитки.
Совместная деятельность «Приготовление винегрета»
Цель. Учить детей составлять описательные рассказы об овощах(фруктах),определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Ход игры
1.Появляется Буратино с корзинкой, в которой лежат овощи и фрукты. Он говорит, что собрал урожай, и достает из корзины овощи (фрукты), неправильно называя их: «Я вот принес морковь»,- показывает огурец и. т. д.
Воспитатель предлагает детям помочь Буратино и научить его рассказывать об овощах и фруктах.
2.Обсуждается с детьми последовательность рассказа, закрепляется с помощью моделей (форма, величина, где произрастает, какой на вкус, какой наощупь, что можно приготовить).
3 Буратино вызывается рассказать о каком-либо овоще и путается. Воспитатель предлагает ему послушать, как будут рассказывать дети. Рассказ 3-4 детей. Каждый ребенок самостоятельно выбирает овощ (фрукт), о котором собирается рассказать Буратино,
после чего приступает к приготовлению салата.
Беседа: «Узы дружбы»
Вопросы и задания.
Есть ли в твоей жизни человек, рядом с которым ты чувствуешь себя как в теплом, уютном доме?
С кем бы ты сравнил надежного друга? Как ты думаешь, почему у одних людей много друзей, а у других мало?
Докажи примерами из жизни, что иметь сто друзей намного лучше, чем сто рублей?
Сколько у тебя друзей? Чем ты больше всего любишь заниматься со своими друзьями?
Расскажи, что ты мог бы сделать доброго для каждого из них? Чем друг отличается от приятеля?
Что ты посоветовал бы человеку, который не знает, как приобрести друзей?
Дидактическая игра: «Назови профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры
Воспитатель показывает детям предметную картинку.
Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
*Кролик- кроликовод.
*Теленок- телятница.
*Овца - овцевод.
*Олень - оленевод.
*Виноград - виноградарь.
*Чай - чаевод.
*Хлеб - хлебороб.
*Сад - садовод.
*Цветы - цветовод.
*Пчела - пчеловод.
*Поле - полевод.
*Гаечный ключ - слесарь.
*Ведро и швабра - уборщица.
*Билет - кондуктор.
*Касса - кассир.
*Рубанок - столяр.
*Краска и кисть- маляр.
*Мастерок - штукатур.
*Огнетушитель - пожарный.
*Шприц - медсестра.
*Электропила - лесоруб.
*Рыбацкая сеть - рыбак.
*Зубоврачебное кресло - стоматолог.
*Доильный аппарат - доярка.
Притча: «Про царя и его сына»
Жил один великий царь. Как состарился он, пришло время ему умирать, позвал он своего единственного сына и наследника и сказал: - Сын мой, сам видишь – одной ногой я уже в могиле, не сегодня – завтра умру, и ты один останешься, и все царство в твоих руках будет. Иди, поставь себе везде, где найдешь нужным, по надёжному дому, чтобы в горе или нужде мог ты найти себе приют. Послушался сын отца и тотчас отправился исполнять его наказ. Взял он с собой побольше денег, ходит по всему царству и, где только понравится ему место – гора ли то, долина, деревня или дикий лес, строит себе прекрасные дворцы. Поставил он так много дворцов и довольный вернулся домой. Призвал его отец и спрашивает: -Что, сынок, поставил ли себе дома по моему слову, будет ли у тебя, где укрыться в тяжёлую минуту? -Да, отец! - говорит сын. - Везде, где только понравилось мне место – в горах или в долине, поставил я прекрасные дворцы. - Горе тебе, сын мой, - говорит отец - Ты не те дома строил, о каких я тебе говорил. Пустые дворцы, сынок не укроют от беды. Я тебя просил: по всему царству найди честных и верных людей, полюби их, подружись с ними. Они-то и дадут тебе надёжное пристанище в тяжелую минуту. Знай: где есть у человека верный друг, там и дом и кров для него найдутся. Сказка «Три бабочки» Жили- были бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролёт только и дело у них было, что играть да плясать. Особенно, если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льёт. Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят: - Укрой нас, позволь от дождя спрятаться. Лилия им в ответ: - Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и жёлтая пусть себе другое место ищут. Тут белая бабочка ей и говорит: - Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождём мокнуть! И полетели дальше. А дождь ещё пуще льёт. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят: - Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Тюльпан им в ответ: - Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и жёлтая пусть себе другое место ищут. Тут красная бабочка ему и говорит: - Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождём мокнуть! И полетели дальше. Добрались бабочки до Жёлтой Розы и говорят: - Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, и насквозь промокли. Роза им в ответ: - Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут. Тут белая бабочка ей и говорит: - Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождём мокнуть! Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь. Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни - одинешеньки. Веселились бабочки, кружились, до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.