Совместная работа воспитателя и логопеда
Эффективность работы логопеда зависит от организованности взаимодействия с воспитателем,
в работе которого выделяются коррекционно-воспитательное общеобразовательное направления.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, процессов, тесно связанных с коррекцией речи и, кроме того,
проводит общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой обычного детского сада.
Воспитатель, работающий с детьми, имеющими речевые нарушения, должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия в целях исправления некоторых дефектов речи.
Дизартрия – это нарушение нервной проводимости мышц артикуляционного аппарата.
ОНР _ сложные различные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало речи, скудным запасом слов, аграматизм, дефекты произношения и фонообразования.
У детей с ОНР нарушены все компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов (восприятие, память, внимание и мышление
В логопедическую группу, в которой мы работаем, приходят дети старшего возраста (5лет), направленные МПК.
Однако у большинства детей нарушение темпо–ритмической организации речи сопровождается отклонениями и в других компонентах языковой системы, а именно: дети испытывают лексические затруднения, допускают типичные в таких случаях грамматические и фонетические ошибки, что закономерно отражается на качестве связной речи.
Основные задачи в нашей работе: всесторонняя коррекция общего речевого недоразвития, совершенствование неречевых психических процессов, подготовка детей к школьному обучению.
Лексическая тема, которую в нашем детском саду отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их, то есть и логопед, и воспитатель в течение недели работают по одной лексической теме.
С этой целью в начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план и согласовывает его с воспитателем. Лексические темы подбираются и компонуются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других.
Например, темы «Фрукты и овощи», естественно объединяются темой «Осень», а темы «Птицы эимой» и «Дикие животные зимой» – темой «Зима». Либо они сочетаются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся и закреплялся в работе над следующей темой. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении темы «Мой дом», а при изучении темы «Одежда» закрепляются знания детей по теме «Мебель».
К каждой лексической теме логопед подбирает речевой материал, определяет конкретные коррекционные цели и приемы их достижения. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми речевые навыки, закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и в процессе всех режимных моментов. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и других местах, где у него имеются все возможности для живого общения с детьми, а значит, и для формирования и активизации речевых навыков. Кроме того, воспитатель работает с детьми в течение всего дня, имея при этом возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь.
Занятия (коррекционные часы) проводятся во второй половине дня.