МКДОУ детский сад № 488
Образовательная область «Познание»:
формирование элементарных математических представлений
Тема: «Дни недели»
Возраст детей: 5-6 лет
Автор: Дормакова Надежда Николаевна
воспитатель 1-ой квалификационной категории
г. Новосибирск 2013
ТЕМА: « Дни недели»
ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о днях недели
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Уточнять представления о понятии «неделя», учить детей ориентироваться в этом понятии; знать последовательность дней недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номер; закреплять счёт в пределах 7-ми; умение ориентироваться в пространстве, на плоскости. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Развивать коммуникативные навыки, мышление, память, внимание; мелкую моторику рук. Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированность.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация» общение с взрослыми и детьми. «Познание» через ФЭМП понятие «неделя» «семь дней недели», название геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. «Социализация» через игровую деятельность. «Музыка» использование средства ТСО. «Физическая культура» через физминутки. Чтение художественной литературы» чтение стихов. «Здоровье» через пальчиковую гимнастику. «Труд» через развитие трудовой деятельности.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, физическая.
ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совместная деятельность взрослого и детей
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ситуация-игра. Средства ТСО: магнитофон
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа, вопросы, воображаемая ситуация, сюрпризный момент, проблемная ситуация.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: столы и стулья для детей; конторки и мел на каждого ребенка; дидактическая юбка «Дни недели» - для педагога; карточки –дни недели на каждого ребенка; модель дни недели «часы».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие интегративных качеств у детей: проявляет интерес; ориентируется в окружающем пространстве; понимает смысл пространственных отношений; может отвечать на вопросы: «сколько всего», «какой по счету»; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками; решение познавательных задач.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент.
Дети входят в зал.
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний
— Появляется передний
-О чем говориться в этой загадке? (ответы детей)
- Сколько дней в неделе? (ответы детей)
-Давайте вспомним вместе, какие дни недели есть.
«Пальчиковая игра»:
Приготовьте ваши пальчики!
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошёл,
Это вторник к нам пришёл.
Нам не деться никуда…
Третий день всегда среда.
Он четвёртый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней Пятый пятница теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда суббота
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье, - отдыхаем!
-Вот и вспомнили мы свами дни недели!
Работа на конторках
- А сейчас я приглашаю вас поработать на конторках. Я буду загадывать загадку, а отгадку вы будете рисовать на конторке. Возьмите в руки мел любого цвета. Готовы?
1. Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат)
- Нарисуйте его в левом нижнем углу квадрат.
2. Нет углов у меня, И похож на блюдо я. (Круг)
-Нарисуйте круг в верхнем левом углу.
3. Четыре угла и четыре стороны,
Его стороны разной длины: Две длинные, и две короткие. (Прямоугольник)
-Нарисуйте прямоугольник в правом нижнем углу.
4. У него – три стороны и три угла. (Треугольник)
-Нарисуйте треугольник в правом верхнем углу.
- Следующее задание - в центре конторки нарисуйте столько кружков, сколько в неделе дней.
- Сколько нарисовали? (семь.)
-Закрасьте столько кружков, сколько дней в неделю вы ходите в детский сад, а ваши мамы и папы на работу.
-Сколько закрасили? (Пять.) Молодцы!
-Перечислите их. Как ещё их называются? (Рабочие)
- Сколько осталось не закрашенных? (Два)
-А какие это дни? Назовите их! Как мы их можем назвать по-другому. (Выходные дни).
-Молодцы! Все справились с заданием.
(Педагог надевает дидактическую юбку – «дни недели»)
Д\И «Неделя»
-Подойдите все ко мне и встаньте полукругом.
Посмотрите, какая у меня необычная разноцветная юбка (покружиться).
-Посчитайте, сколько цветных полосок на моей юбке. (Дети считают.)
-А чего у нас 7? (7 дней в неделе). -Каждая полоска обозначает день недели. Круги на полосках помогут определить, где у нас какой день недели?
- Вспомните, какой по счёту понедельник? (первый), значит, сколько кружков должно быть на полоске? ( один).
-Найдите полоску с обозначением понедельник.
- А где вторник? (ответы детей)
- Здесь 3 кружка, – это у нас какой день недели? (среда) А здесь
– 4. Значит это какой день недели? И т.д. по каждому дню недели.
-Молодцы!
А сейчас мы с вами отдохнём. -Я сейчас показываю полоску, вы сосчитаете кружки и сделаете то, что я скажу.
Физминутка:
1. Здесь всего… ( один кружок) Быстро прыгни, ты, дружок.
2. Сколько здесь у нас кругов… (2), Столько делаем шагов.
3. На карман мой посмотри, И похлопай ровно…( 3).
4. Здесь… (4) разведите руки - шире.
5. На кармане ровно… (5), Надо пальцы посчитать.
6. Здесь кружков ровно … (6), Надо столько нам присесть.
7. Здесь считаем … ровно (7). Улыбнитесь дружно всем!
-Вот какие молодцы! У меня в кармашках есть карточки, которые обозначают дни недели. Я сейчас их вам раздам .
-Возьмите карточку и покажите всем, какой у вас день недели.
- Оля, у тебя какой день недели? (ответы детей)
-А у тебя, Петя? И т.д.
- А теперь, встаньте по - порядку. Первый - …. Понедельник, и т.д.
- Теперь, ребята, надо встать так, чтобы после воскресенья наступил понедельник.
- Как надо встать? (В круг) (Звучит музыка)
Дети двигаются по кругу друг за другом
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний
Изготовление модели часы « Календарь - неделя»
Какие вы ребята, молодцы! Я приготовила вам подарок. Календарь, где вы будете отмечать дни недели. Но на нём чего-то не хватает.
- Посмотрите внимательно, чего? (Ответы детей)
-Подойдите к столу и встаньте вокруг стола. У вас на карточках есть кружки, их можно отклеить и наклеить на календарь.
- У кого понедельник? Наклеивай кружок.
- У кого вторник? И т.д.….
-Посмотрите, какой красивый получился у нас календарь недели. С помощью стрелочки мы можем отметить какой день недели наступил.
-Кто знает, какой сегодня день недели? (ребенок устанавливает стрелку на тот день недели, который сегодня у нас)
- Этот календарь вы повесите в группе, и будете отмечать день недели -каждое утро.
С вами мы играли.
Дни недели мы считали.
Вам даю наказ такой,
Дни недели отмечать
Никогда не забывать!
До свидания ребята!