Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование
В процессе детского экспериментирования дети учатся
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
1. песок и вода
2. звук
3. магниты
4. бумага
5. свет
6.стекло
7. резина
8.воздух
- приборы-помощники - увеличительные стекла, микроскопы, весы, песочные часы, компас, магниты
- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы
- природный материал - камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спилы, листья, мох, семена и пр.
- утилизированный мат-л - проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и пр.
- технические материалы - гайки, скрепки, болтики, винтики, шурупчики, детали конструкторов, ипр.
- различные виды бумаги - обычная, картон, наждачная, копировальная и пр.
Дополнительное оборудование:
- детские халатики, фартуки из клеенки, полотенца, салфетки, контейнеры для храненения сыпучих и мелких предметов
- карточки-схемы проведения экспериментов, они оформляются на плотной бумаге и ламинируются, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента
- дневники экспериментов, можно инд-ые, в них ставится дата их проведения, название, помечается само-но или совместно с вос. проведен эксперимент
- правила работы с материалами, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- познавательная лит-ра
- красители
-медицинские материалы
-прочие мат-лы
Факторы исследовательской мотивации:
- новизна объекта
- сложность
информационный конфликт
Причины, вызывающие исследовательское поведение у детей:
- непонятность объекта
- желание понять.
Методы ознакомления детей с физическими явлениями:
1. Репродуктивные:
1.1.объяснительно-иллюстративный (предполагает, что вос. разными способами, средствами сообщает детям информацию, т.е. дает готовые знания (раасказ, показ, чтение, объяснение), отрицательный момент таких методов - не формирует у детей практических навыков и умений.
1.2.непосредственно репродуктивный - реб. усваивает информацию и делает все по образцу, т.о. навыки формируются, но отриц.момент - инициатива исходит от вос.
2. Продуктивные:
2.1. частично-поисковые - предполагают, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя
2.2. исследовательский - путь к знаниям идет через собственный творческий исследовательский поиск, т.е. через опыт, эксперимент
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ
2.ДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИБОРАМИ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
3.НАБЛЮДЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
4.СХЕМАТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -упрощенный рис-к, схемы, модели, таблицы, живые модели
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЦЕКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТ.
6. ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗАЦИИ, КОГДА РЕБ.БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ ТО НЕЗНАЙКИ, ТО ЭКЗАМЕНАТОРА
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ-ПЕРСОНАЖЕЙ
8.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ (напр., причина появления пара при дыхании)
1. Расширять представления детей о физических свойствах окр.мира
1.1. развивать представления об основных физ.явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, оттражение и преломление света и др.
1.2. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.0
1.3. знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление)
2. Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества
3. развивать эмоционально-целостное отношение к окр.миру.
НАВЫКИ ДЕТЕЙ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- умение видеть проблему
- умение задавать вопросы
- умение выдвигать гипотезы
- умение давать определение понятиям
-умение классифицировать
- умение наблюдать
- умение, навыки проведения эксперимента
- умение структурировать полученный в ходе наблюдения или опыта материал
- умение делать вывод и умозаключение
- умение доказывать и защищать свои идеи
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Проблемная ситуация ------> целеполагание -----> выдвижение гипотиз -----> проверка предположений. От проверки предположений идет две стрелочки вправо и влево. С левой стороны - подтвердилось -----> формулировка выводов. С правой стороны - не подтвердилось-----> возникновение новой гипотизы-----> реализация в действии-----> подтвердилось ------> формулировка выводов.
Некоторые приемы, которые используются при обучении детей экспериментированию:
■ Как доказать что... (воздух может передвигать предметы и т.п.).
■ Как доказать что... (воздух может передвигать предметы и т.п.)