Родительские установки
Родители дают детям, не тольковоспитание, но и сразу тем самымобразцы для подражания. Семьянесет ответственность завоспитание своих детей, прививаяим черты характера. В родительском отношении к детям,проявляются родительскиеустановки, они основываются начувствах, ожиданиях, и оценкахродителей по отношению к детям.
Родительские установки, этостереотипные правила поведения,которые выражаются в действиях,словах, жестах и т. д., родители какбы следуют готовым шаблонам. Народительские установки влияют семейные ценности, а так же социально-экономический статус родителей. Семьи, где не высокий материальныйдоход, отличаются строгостью, чувствуют себя менее ответственными задетские проблемы. В семье, где достаток средней, имеются позитивныеустановки по отношению к независимости детей, так же поощряются удетей послушание, хорошие манеры. Высокий профессиональный уровеньматерей свидетельствует о таких ценностях как, саморегуляция,инициативность и креативность.
Конечно, на родительские установки так же влияет и удовлетворенностьбраком. В счастливых браках, дети окружены теплотой, больше ихпоощряют к независимости и меньше раздражаются по поводунегативного поведения детей.
Важно что бы родители уважали своего ребенка как личность, а так жеследили за своими формами общения с ним. Заметим, что развитие икоррекция поведения и воспитания ребенка должны основываться навосприятие ребенком того или иного родительского отношения к нему.
Одна из наиболее ранних классификаций родительских установок,отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка,предложена О. Коннером, приведена ниже.
Тип позиции | Характерныесловесныевыражения | Способ поведения сребёнком | Влияние наразвитие ребёнка |
Приятие и Любовь | «Ребенок —центр моихинтересов» | Нежность, занятия сребенком | Чувствобезопасности,нормальноеразвитие личности |
Явное отвержение | «Ненавижуэтогоребёнка, небуду о нёмтревожиться» | Невнимательность,жестокость,избежаниеконтактов | Агрессивность,преступность иэмоциональнаянедоразвитостьличности |
Излишняятребовательность | «Не хочуребёнкатакого, какойон есть» | Критика, отсутствиепохвал,Придирчивость | Фрустрация,неуверенность всебе |
Чрезмерная опека | «Все сделаюдля ребёнка,посвящу емусебя | Чрезмерныепоблажки илиограничениясвободы | Инфантилизм,особенно всоциальныхотношениях,неспособность ксамостоятельности |
В обычных фразах повседневно мы даем ребенку установки, при этом дажене обращая на это внимание. Иногда случайно, в других случаяхпринципиально, постоянно и сильно, формируются с самого раннегодетства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Развозникнув, установка не исчезает и в любой момент жизни ребёнкавоздействует на его поведения и чувства. Если уже у ребенка создананегативная установка, то против нее может стать только контрустановка,причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями состороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всёсможешь», действует против установки «Неумеха, ничего у тебя неполучается», но только в том случае, если ребёнок будет действительнополучать подтверждение своим способностям в реальной деятельности(рисование, лепка, пение и т.д.).
Естественно все родители стараются дать положительные установки своимдетям, что в дальнейшем они способствовали благоприятному развитиюличности ребенка. Положительные установки помогают вашему ребенкусохранить себя и выжить в окружающем его мире. Самые явные примерыродительских установок, это пословицы и поговорки, они передаютсяпоколениями, иногда даже сказки сочиняются и тоже рассказываютсябабушками внукам, те в свою очередь своим детям, главное пусть в нихбудет больше добра, и веры в себя и в свои силы.
Давайте вместе рассмотрим, какие установки вы даете своим детям, дажене осознанно, ведь в незначащих иной раз фразах, отражен скрытыйглубинный смысл послания ребенку.
«Не живи». Родители своему ребенку говорят такие фразы как: «Ты мнемешаешь», «Отстань от меня», так же не стоит ребенку признаваться, чтоон не запланирован, тем самым вы вызываете у него чувство вины, тем чтоон появился на свет, не делайте вечного должника из него. Так же если выругаете ребенка не стоит говорить таких фраз как: «горе ты мое», «уйдиот меня», «чтобы ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такойплохой мальчик (девочка)».
«Не будь ребенком». В речи некоторых родителей прослеживаются,следующие фразы: «скорей бы ты уже вырос», «вечно ты как маленький», «Ты уже не ребенок, чтобы капризничать». Тем самым вы требуете, от ещеребенка взрослого поведения, отнимая самое драгоценное у него детство.Дети принимающее установку, в будущем могут испытывать трудности вобщении со своими детьми, так как не способны к играм. Со стороныродителей, данная установка означает скорей всего, что они сами неготовы принять на себя ответственность за ребенка.
«Не делай». Родители иногда говорят своим детям, «ничего не трогай, неделай сам, лучше я». При такой установке ребенку не дают делатьсамостоятельно что либо, и став взрослым, человек начинает испытыватьмучительные трудности в начале каждого дела, откладывает важные делана «потом».
«Не расти». Чаще всего такая установка дается родителями у которыхребенок единственный в семье, или младшим детям, для установкихарактерны фразы: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобыкраситься». Чаще всего родители, боятся тем самым сексуальной зрелостисвоих родителей. Повзрослев, человек затрудняется создаватьсобственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями.
«Не чувствуй». «Как тебе не стыдно бояться (собаку, темноты, домового,бабы Яги…)», «Не сахарный(ая) – не растаешь», «Мне тоже холодно, но яже терплю». Таким образом, человек во взрослой жизни боится выражатьсвои чувства, копит гнев и другие эмоции в себе, ходит раздраженный наблизких, так как не может высказаться. Чаще такие люди страдаютсердечными и невротическими заболеваниями.
«Не будь собой». Данная установка, проявляется в виде указания «Твойдруг это может, а ты — нет». Скрытый смысл установки, в том, чтородители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к ихидеалу, при этом не учитывая способности своего ребенка. В взросломвозрасте, он недоволен собой постоянно, зависит от оценки окружающих,нуждается в одобрение.
«Не достигай успеха». «У тебя не получится, давай я сама сделаю», «У тебяруки, как крюки (не из того места растут; не тем концом приделаны)».Такие родители самостоятельно снижают самооценку ребенка. Во взрослойжизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, ноих будто постоянно тяготить ощущение неудовлетворенности илинезавершенности.
«Не думай». Эта директива проявляется в следующих фразах: «Не бери вголову», «Не умничай», «Не рассуждай, а делай». Родители дают как бызапрет на интеллектуальную деятельность ребенка, во взрослом возрастеуже люди начинают чувствовать опустошение при решении проблем, или у них начинает болеть голова, либо появляется стремление «размыть» этипроблемы при помощи развлечений, алкоголя и наркотиков.
«Не будь лидером». «Делай (будь) как все», «Не высовывайся», «Невыделяйся». Родители думают, что детям, которые достигают успехадругие завидуют, и пытаются тем самым оберегать своих детей. Вовзрослой жизни люди хотят подчиняться, идут в отказ от карьеры, неявляются доминантами в семье.
«Не принадлежи никому, кроме меня». Чаще всего родители видят вребенке единственного друга, во взрослой жизни человек, остаетсяодиноким. В итоге человек везде чувствует себя «не как все», кроме как вродительской семье.
«Не будь близким». «Любая близость опасна, если это близость не сомной». В отличие от предыдущей установки, она касается запрета наконтакт с близким человеком, а не с группой. Во взрослой жизни такойчеловек будет испытывать трудности в сексуальной сфере, боятьсяблизости с другим человеком.
«Не чувствуй себя хорошо». Яркий пример, когда мать говорит другим вприсутствии ребенка: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…». Ребенокприучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохоесамочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезньдобавляет уважение и вызывает большее одобрение. Ребенок в будущемполучает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. Вдальнейшем, такие люди начинают симулировать свою болезнь, что быпривлечь внимание. Если они здоровы, то начинают страдатьипохондрией.
В ваших руках сделать, так что бы негативных установок было очень мало,научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнкеверу в себя, богатство и яркость его эмоционального мира.