Реализация ФГТ в ДОУ.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
«Основные 4 направления развития
ребенка» –
интегральные компоненты содержания дошкольного образования:
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое
развитие.
10 образовательных областей
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица
содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному
возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные
в ФГТ:
здоровье, физическая культура,
социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы,
коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Наряду с традиционными областями, в
ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма
условна.
Например, область «Безопасность» уже
в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество»
объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию
лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область
«Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие
общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание
ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами
развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее
современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная
область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной
области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи
психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной
способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных
программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции
образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному
принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)
В современной практике дошкольного
образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана
и многие дошкольные учреждения используют ее.
Возникает вопрос: что меняется в
дошкольном образовании с введением ФГТ?
Занятия в ФГТ прописаны только в
старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с
детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой
работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных
моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на
занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с
семьей.
Вся образовательная деятельность
строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности образовательного
процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей,
процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают
ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают
соответствующим содержанием.
В ФГТ содержится указание на то,
какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка
дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие
художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
Специфика дошкольного образования,
помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения
является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом
других Эльконин имеет ввиду не учебной).
. Схема развития любого вида деятельности
такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем
в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков решать
образовательные задачи в процессе:
Совместной деятельности ребенка со
взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности
и в самостоятельной деятельности детей.
. Выделены признаки совместной
деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и
партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность
свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы -
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми.
. В тексте ФГТ не употребляется слово
занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина
образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности
в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике
являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не
отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное
дело.
Скоролупова и Федина, разработчики
ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно
каждому виду деятельности:
Двигательная |
· Подвижные дидактические игры · Подвижные игры с правилами · Игровые упражнения · Соревнования |
Игровая |
· Сюжетные игры · Игры с правилами |
Продуктивная |
· Мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества · Реализация проектов |
Коммуникативная |
· Беседа ситуативный разговор · Речевая ситуация · Составление отгадывание загадок · Сюжетные игры · Игры с правилами |
Трудовая |
· Совместные действия · Дежурство · Поручение · Реализация проекта |
Познавательно-исследовательская |
· Наблюдение · Экскурсии · Решение проблемных ситуаций · Экспериментирование · Коллекционирование · Моделирование · Реализация проекта · Игры с правилами |
Музыкально-художественная |
· Слушание · Исполнение · Импровизация · Экспериментирование · Музыкально-дидактические игры |
Чтение художественной литературы |
· Чтение · Обсуждение · Разучивание |
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично. Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная
деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем
деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с
интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим
в быту и др.).
«Совместная
деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного
процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных
задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием
партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации
(возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и
фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
непосредственно
образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности
взрослого и детей;
совместную
деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и
направленную на решение образовательных задач;
совместную
деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и
направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.