Приложение к проекту "Театрализованные игры для развития творческих способностей"
(старший дошкольный возраст)
Подбор игр, упражнений, сценариев с сентября по май
Часть 2
НАШИ ЭМОЦИИ (С пиктограммами) Цели: Развитие мимику и жесты Творческое задание Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть, радость, удивление, восторг, испуг, обиду, злость. Подсказки: радость, испуг, удовольствие, обида, удивление, гнев, заинтересованность, разочарование, приятный сюрприз, счастье, веселье, презрение. «ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ» (Самостоятельная работа). Цели: Развивать художественно-творческие способности, нравственные качества Материалы: бумага, фломастеры, карандаши. Творческое задание: 1. Попросить детей перечислить слова, которые можно назвать волшебными. 2. Так как дети знают много волшебных слов, то они превращаются в добрых волшебников, 3. Каждый из них должен подарить людям какой-либо добрый подарок. 4. По рисункам друг друга дети угадывают, какие добрые дары принесли людям волшебники. Из рисунков делается выставка «Добрые дары».
ПОДГОТОВКА К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ «ТЕРЕМОК» Предварительная работа: чтение сказки, проговаривание характеров каждого героя сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке, провести беседы, отрабатывать выразительные средства Просмотр иллюстраций к сказке, мультфильма «Теремок» «
СТРОИМ ТЕРЕМОК» (Совместная работа) Цели: Развивать творческое воображение, интерес к совместной деятельности Материалы: Большие листы ватмана, кисти, краски, карандаши, фломастеры. Творческое задание: 1. Дети делятся на несколько групп. На большом листе ватмана они должны нарисовать лесные домики – снаружи и изнутри. 2. Решить какая группа будет что рисовать 3. Попросить детей подумать, из каких материалов и как строился этот домик, и по своим рисункам рассказать об этом другим. 4. Из рисунков делается выставка.
«ОПИШИ ГЕРОЯ СКАЗКИ» Цели: Развивать творческие способности передавать образ, характерные особенности животных Творческое задание: 1. Один ребенок описывает по картинке героя сказки (при помощи пантомимики). Другие дети отгадывают, кто это. 2. Кто отгадал, первым получают право составить загадку-описание по своей картинке.
«КТО КАК ГОВОРИТ» Цели: Развивать слуховое внимание, согласованность действий, интонационную выразительность Творческое задание: Ребенку предлагается персонаж (кукла варежка) сказки и дается задание: 1. Как говорит герой сказки 2. Скажи с разными интонациями - «Кто в теремке живет?»: (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно). Можно другое на выбор творческое задание.
«НАРИСУЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ» (самостоятельная работа) Цели: Развивать творческие способности фантазию Материалы: бумага, краски, кисти, баночки с водой, карандаши, фломастеры, мелки. Творческое задание 1. Предложить детям нарисовать героя сказки или героев (по желанию). Дети сами выбирают материалы для рисования. 2. Попросить рассказать о герое, его характере, почему он решил нарисовать именно этого героя 3. Из рисунков детей изготовить книжку- гармошку.
«ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС» (совместная работа) Предварительная работа: Беседа о лесе, Наблюдение за деревьями на прогулке. Цели: Развивать творческие способности, умение видеть в контурах целое Материалы: Краски, бумага, листы с неоконченными рисунками деревьев. Творческое задание: 1. В гости к детям пришел Старичок - Лесовичок и просит помочь детей расколдовать невидимый лес. Показать детям листы бумаги с неоконченными рисунками деревьев. 2. Попросить детей «Расколдовать лес», сделать его видимым – дорисовав недостающие элементы. 3. Далее рисунки наклеиваются на ватман, и изготавливается декорация леса.
«ШКАТУЛКА СО СКАЗКОЙ» Цель. Развивать речевое творчество, фантазию. Учить пользоваться предметами-заместителями (фигурами) как образами при составлении рассказа. Материал. Коробочка, восемь-десять кружков разного цвета, платочек Ход игры Кружки положить в коробку и прикрыть платочком. Шкатулка со сказками готова. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать про лягушку, или зеленый лист, или огурчик и т.д. После того, как первый игрок скажет два-три предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Когда сказка будет рассказана, все кружки собирают и опять кладут в шкатулку. Можно рассказывать другую сказку. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок, в разных ситуациях придумывал разные варианты сюжетов.
ЭТЮД «ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» (Индивидуальная работа) Игра: «Забавные медведи» (Можно на выбор изображать разных животных) (Ребенок возле зеркала, при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.) Когда медведям грустно – они делают так. Когда медведи удивлены – делают вот так. Когда они испуганы – они такие. Когда мишки злятся – они уже другие. Когда медведи радуются – делают вот так.
ИГРА «ЧТО ЗА ШУБЫ У ЗВЕРЯТ» Цели: Развивать речевое творчество в совместной работе; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев Передача в образах ситуаций, соответствующих тексту стихотворении. Материалы: куклы бибабо, шапочки зверят, можно костюмы. Первую игру проводит воспитатель, используя куклы – бибабо или театр игрушки. Вторую игру привлечь детей. Когда дети запомнят слова, обыгрываем с имитацией движений. Во время игры поощрять творческие проявление в передачи образа животных. Ведущий: Что за шубы у зверят! Все о шубах говорят. Медвежонок: Я Мишутка в шубке бурой, Занимаюсь физкультурой! Иногда на шубку с ёлки Осыпаются иголки. Лисёнок: Я Лисёнок в шубке рыжей, Наблюдаю я за Мишей. Я кричу ему, дразня: «Шубка ярче у меня!» Зайчонок: В новой шубке я скачу, Кочерыжку съесть хочу! Кочерыжка хороша Для зайчонка-малыша! Мышонок: Я Мышонок, я знаком С каждым зайкой-русаком! Все мы серые, но всё же Шубки не совсем похожи! Волчонок: Я вот тоже, как хотел, Шубу серую надел! Не мышонок, не зайчонок… Кто, скажите, я? Дети: Волчонок! Ежонок: Что за шубу носит Ёж? Интересней не найдёшь! Ходим в шубках из иголок
ТЕРЕМОК русская сказка (Пересказ М. Булатова)
Цель. Научить инсценировать сказку «Теремок».Учить соотносить движения куклы и слова; учить интонацией, передавать настроение героя. Продолжать знакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия.
Материал. Плоскостное изображение Теремка, деревья, кусты; куклы - варежки: мышка, лягушка зайчик, лиса, волк, медведь ; ширма в рост ребенка.
Ход игры
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:
- Терем–теремок! Кто в тереме живёт - Я, мышка–норушка! А ты кто? - А я лягушка–квакушка. - Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает: - Терем–теремок! Кто в тереме живёт? - Я, мышка–норушка! - Я, лягушка–квакушка. А ты кто? - А я зайчик– побегайчик - Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем–теремок! Кто в тереме живёт? - Я, мышка–норушка. - Я, лягушка–квакушка. - Я, зайчик–побегайчик. - А ты кто? - А я лисичка–сестричка. - Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает: - Терем–теремок! Кто в тереме живёт? - Я, мышка–норушка. - Я, лягушка–квакушка. - Я, зайчик–побегайчик. - Я, лисичка–сестричка. - А ты кто? - А я волчок – серый бочок. - Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел вовсю мочь: - Терем–теремок! Кто в тереме живёт? - Я, мышка–норушка. - Я, лягушка–квакушка. - Я, зайчик–побегайчик. - Я, лисичка–сестричка. - Я, волчок – серый бочок. - А ты кто? - А я медведь косолапый. - Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез - никак не мог влезть и говорит: - Я лучше у вас на крыше буду жить. - Да ты нас раздавишь! - Нет, не раздавлю. - Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
- Только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
«ЧЕЙ СИЛУЭТ?»
Цели: Развивать творческие способности, умение видеть в частях целое Материалы: рисунки с силуэтами животных, с недостающими элементами. Карандаши, фломастеры.
Творческое задание: 1. На листах бумаги изображены животных или героев сказок. Дети определяют, по силуэтам, кто изображен. Тот, кто отгадает, получает цветную картинку с изображением животного. 2. Совместно с педагогом ребенок имитирует его повадки и походку. 3. Педагог приглашает детей к столам, где лежат листы бумаги с нарисованными силуэтами. Дети дорисовывают недостающие детали
«КНИЖКА ГАРМОШКА»
Цели: Развивать интерес к изобразительной деятельности, фантазию, оригинальность
Материалы: 2 куска картона для обложки (20х25); плотный картон или ватман, разрезанный на куски размером 20ч25 см (для страниц); липкая лента; фломастеры, карандаши, ручки. Творческое задание 1. Нарисовать серию картинок, иллюстрирующих какую-нибудь историю. Картинки могут представлять собой собрание рисунков, мыслей, объединенных одной темой. 2. Скотчем приклеить картонную обложку. 3. Сложить гармошку или поставить её на стол или книжную полку. 4. Вместо рисунков на листах можно сделать аппликации.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА ТЕЛЕФОН. / По стихотворению К.. Чуковского
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Персонажи. Ведущий, слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья, кенгуру, носорог, газели, бегемот. Подготовка к игре: Показ мультфильма"Телефон" (автор К- Чуковский) Обсуждение с детьми характеров персонажей, которые не могут не вызвать улыбку, смех. Цели: Воспитывать у детей простейшие эмоциональные реакции. Развивать речевую и двигательную активность детей. Вызвать желание принимать непосредственное участие в театрализованной игре. Материал: Два телефона: один у воспитателя, второй - сказочный - в лесу у зверят. Красочное изображение персонажей (на больших медальонах, либо на фартучках, либо на ободках для головы). Огромная "плитка шоколада", перчатки, книжки, калоши, качели-карусели.
Ход игры.
ПЕРВАЯ ИГРА
Первое чтение сказки с элементами драматизации детей проведите не полностью, а выбрав отрывки с наиболее известными детям персонажами.
Ими могут быть, например, слон, зайчата, медведь, мартышки. Для исполнения ролей зверят выберите тех детей, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать.
Роль ведущего берите на себя. Разместите нескольких ребят возле сказочного телефона, а сами сядьте среди остальных детей.
Перед вами на столе тоже стоит телефон. Рассмотрите его вместе с детьми, предложите им позвонить.
Но телефоны молчат. Вдруг раздается звонок (придумайте, как это сделать).
Снимите сами трубку, предложите послушать детям.
Ничего не слышно. "Наверное, кто-то не может к нам дозвониться,- говорите вы (если хотите, можно повторить интригующую ситуацию).
- Мне кажется, это звонят из леса, по сказочному телефону. Подождем еще, наверное, случилось что-то серьезное и нам перезвонят".
Ваша задача -донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К. Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не отступайте от текста.
Но от малышей этого не требуйте. Они могут высказывать просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, повторите просьбу стихами автора.
Избегайте понуканий, требований интонационной выразительности типа: "Не так, скажи жалобно; послушай, как я сказал".
Подобные прямые приемы прерывают игру, уничтожают иллюзию сказочного образа. В зависимости от того, кто из персонажей позвонил, используйте соответствующую часть стихотворения для поддержания с ним разговора. Отвечая на просьбу, не забывайте и о тех, кто рядом с вами. Как бы ни слыша или не понимая просьбы, дайте и детям послушать, попросив зверят еще и еще раз повторить просьбу.
Теперь в игре участвуют все ребята, и даже те, кто не знает текста. Дети могут его впервые услышать от вас, а усвоить - в повторных играх.
Посмотрим, как эти рекомендации можно осуществить с конкретным текстом.
Ведущий (удивленно и радостно). У меня зазвонил телефон (снимает трубку). Кто говорит?
(Не услышав ответа, предлагает послушать детям.)
Все. Кто говорит? (Недоумевают.)
Ведущий. Слон?
Слон. Слон.
Ведущий. Откуда?
Слон. От верблюда.
Все. Что вам надо?
Ведущий (догадавшись).
Шоколада?
Слон (умоляюще). Шоколада.
Все. Для кого? (Прислушиваясь.)
Слон (утвердительно кивая головой). Для сына моего.
Ведущий. А много ли прислать? Повторяет вопрос. Услышав в трубке ответ, смотрит на ребят растерянно.
Передает просьбу слона. Да пудов этак пять Или шесть (покачивает головой, выражая удивление): Больше ему не съесть,Он у него (показывает на слона) еще маленький!
(Обрисовывает руками большие контуры "малыша вызывая смех у детей.)
Ведущий кладет трубку.
Дети весело смеются.
К сказочному телефону подбегают зайчата.
Они волнуются, выхватывают друг у друга трубку. Одному из них удается набрать номер.
У ведущего раздается телефонный звонок.
Ведущий. А потом позвонили зайчатки.
Все. Что вам надо?
Зайчата. Нельзя ли прислать перчатки?
Ведущий (к детям). Пришлем?
Все. Пришлем! Ведущий.
А потом позвонили мартышки. (Вопросительно смотрит на детей, как бы спрашивая: что еще может понадобиться?)
Мартышки. Пришлите, пожалуйста, книжки!
Ведущий (к детям). Пришлем?
Все. Пришлем! К сказочному телефону подходит медведь и набирает номер.
Вновь у ведущего раздается звонок.
Ведущий. А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь
! Жестами побуждает медведя реветь. Когда же тот зарычит, продолжает.
Погодите, медведь, не ревите (беспомощно разводит руками, вызывая сочувствие у детей), Объясните, чего вы хотите?
Медведь продолжает реветь.
Ведущий. Но он только «му» да «му», А к чему, почему – Не пойму!
Все (очень строго). Повесьте, пожалуйста, трубку!
Для первого раза достаточно этих трех фрагментов. Дети, конечно, захотят продолжить телефонные разговоры.
Пусть они по-своему разыгрывают другие фрагменты стихотворения или придумают что-то новое.
Если вы будете подсказывать отдельные строфы стихотворения во время самостоятельной игры ребят, они их вскоре начнут использовать сами.
ВТОРАЯ ИГРА.
Вторая игра с элементами драматизации этих трех фрагментов пройдет живее и с большей активностью и самостоятельностью детей, если использовать в ней новые фрагменты стихотворения и увеличить количество персонажей, скажем, ввести крокодила, кенгуру. Приготовьте для них все необходимое (можно сделать шаржированные изображения персонажей).
Роли зверей распределите среди тех, кто еще не участвовал в инсценировке, при помощи считалки. И вот, наконец, все готово для игры. Дети уже с радостным нетерпением ждут звонка. Зверята толпятся у телефона - каждому хочется позвонить первым! В конце концов, крокодилу это удается.
У ведущего раздается звонок. Но так как первым может позвонить и кто-либо другой, ведущий быстро ориентируется и читает соответствующий отрывок.
Ведущий: А потом позвонил Крокодил И со слезами просил...
Ведущий показывает изображение калош, а крокодил, как умеет, просит прислать ему калоши.
Ведущий. Послушайте, дети (Передает кому-либо трубку.)
Крокодил (с помощью ведущего). Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше.
Ведущий (удивляясь).Постой, не тебе ли, На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош?
Крокодил (с помощью детей и ведущего). Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем не дождемся, Когда же ты снова пришлешь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош!
Ведущий вместе с детьми удивляется прожорливости крокодила. Но все, же дает ему связку калош.
Опять раздается телефонный звонок.
Ведущий. И снова медведь...-Что? Спасите моржа?! (К детям, доверительно.)
Вчера проглотил он морского ежа! Звонит телефон.
Ведущий. А вчера поутру Кенгуру... Послушайте, дети (протягивает трубку ребятам).
Кенгуру. Не это ли квартира Мойдодыра? Ведущий. Я рассердился да как заору: Нет! Это чужая квартира!!!
Кенгуру. А где Мойдодыр?
Кенгуру. А где Мойдодыр?
Ведущий. Не могу вам сказать, Позвоните по номеру сто двадцать пять
И такая дребедень Целый день.. Все. Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень,
То тюлень позвонит, то олень.
Ведущий передает телефон детям для самостоятельной игры.
ТРЕТЬЯ ИГРА
В третьей игре используйте все стихотворение. Роли зверят дайте выполнять тем, кто не участвовал в предыдущих играх.
Придумайте, как показать сцену с тонущим бегемотом. После короткой подготовки сделайте паузу.
Дети, замирая от нетерпения, ждут звонка. Но звонка не слышно.
Тогда загадайте им загадку: "Поверчу волшебный круг - и меня услышит друг". (Телефон).
Наконец-то зазвенел звонок. Вы снимаете трубку, подносите ее к уху.
Ведущий. А недавно две газели Позвонили и запели...
Ведущий и газели. Неужели В самом деле.
Все сгорели Карусели? Все. Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели!
Ведущий. Но не слушали газели И по-прежнему галдели... Газели. Неужели В самом деле.
Все качели - Погорели? Все. Что за глупые газели!
Ведущий показывает детям, как раскачиваются куклы на качелях, кружатся зверушки на каруселях.
Ведущий. Я три ночи не спал. Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть... Но только я лег - Звонок! (Звонок.) - Кто говорит?
Носорог. Что такое?
Носорог. Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
Ведущий. В чем дело? Все. Спасите!
Ведущий. Кого? Все. Бегемота! Наш бегемот провалился в болото...
Ведущий. Провалился в болото? Все. Да! И ни туда ни сюда!
Ведущий и носорог (к детям). О, если вы не придете,- Он утонет, утонет в болоте. Умрет, пропадет Бегемот!!!
Ведущий и дети. Ладно! Бегу! Бегу! Если смогу, помогу!
Все (вытащив бегемота). Ох, нелегкая это работа - Из болота тащить бегемота!
ЭТЮД «КТО НА КАРТИНКЕ?» Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений. Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ И ДРАМАТИЗАЦИИ ИГРЫ «ОВОЩНАЯ СКАЗКА»
Предварительная работа: Чтение книги, рассматривание иллюстраций и просмотр мультфильма «Чиполлино». Песни С.Маршака к сказке Чиполлино, просмотр мультфильма «Веселый огород»
«ИГРУШКИ С ГРЯДКИ»
Цели: Развитие творческого воображения, мышления. Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером, учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.
Материалы: Фрукты и овощи необычной формы, подобрать изогнутые веточки для изготовления рук, лапок, хвостов и для стержней, с помощью которых можно соединить части. Для оформления игрушек пригодятся листья, лепестки цветов, семена и прочий природный материал.
Творческое задание
1. Предложите детям смастерить игрушки из овощей и фруктов, для этого отобрать овощи необычной формы, их вымыть их и высушить.
2. Если сделать только головки персонажей и прорезать в них крупные отверстия, в которые можно вставить указательный палец, то получатся «артисты» для кукольного театра. Очень важно, чтобы целью игры стало не изготовление поделок, а история - приключение, которую вы сочините вместе с детьми. Например: "Я мадам Свеколини! А это моя дочь -Свеколка. Она ещё совсем маленькая и задает очень много вопросов. Я выросла на грядке, где мне отвели почетное место, как и полагается знатной даме. У меня есть две любимых короны - белая и желтая. Время от времени я их меняю"...
«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Цели: Развивать творческое воображение, совместное придумывание сюжета
Материалы: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.).
В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность. Творческое задание: Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»). Игра может проводиться в форме соревнования. Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает. «ОЖИВИ КУКЛУ» (самостоятельная деятельность детей) Предварительная работа: рассматривание пиктограмм и их описание.
Творческое задание:
1. Воспитатель заранее раскладывает на столе бумажные силуэты кукол (у кукол нарисовано только лицо с разными эмоциями), краски, карандаши. Заинтересовать детей, предложив «оживить» картинки схемы. (Нарисовать глаза, уши, волосы, и т.д.).
2. Предложить детям пофантазировать. Как зовут их человечка? Какое у него настроение? Почему? Записать рассказы детей. Затем мимикой показать настроение своего человечка.
3. Подобное занятие провести несколько раз.
4. Накопленный материал использовать для оформления альбома или книжки – раскладушки. Следующий этап – рассматривание и анализ мимики, узнавание персонажей сюжетных картин и изображение аналогичного настроения детьми и воспитателем. Можно вместо кукол взять овощи
СОЧИНЕНИЕ ГРУППОВОЙ СКАЗКИ
«ОВОЩНАЯ СКАЗКА»
Цели: Развивать воображение детей; побуждать к совместному творчеству.
Творческое задание:
1. Предложить детям сочинить сказку «Веселые овощи». Записать рассказы детей.
2. Предложить нарисовать героев сказки.
3. Изготовить книжку – гармошку.
К рисункам добавить сказку придуманную детьми
Для первой игры можно предложить свой вариант сказки.
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец (был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами). Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Далее события могут развиваться самым неожиданным образом.
Например, можно разыграть сценку, как Свеколка убежала от мамы и забралась на высокое дерево. Мадам боялась за свою дочку, а она не хотела слезать. Спросите у ребенка: "Что должна сказать мама, чтобы Свеколка слезла?" Играющие могут поменяться ролями. Тогда ребенок станет мадам, а роль маленькой убегающей Свеколки будет исполнять - мама. Инсценируя с детьми различные сценки, можно проиграть самые сложные жизненные ситуации и совместно с ребенком найти из них выход.
«ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД» (совместная работа)
Материалы: Иллюстрации к сказкам «Пых», «Репка», картинки с изображением овощей; большие листы бумаги (ватман), карандаши, краски, фломастеры.
Творческое задание: 1. Предложить детям разбиться на группы по 4 ребенка.
2. Творческое задание нарисовать «Веселый огород»
3. Дети договариваются и рисуют грядки с овощами.
4. Когда работы готовы, организовывается выставка.
5. Рисунки используются в дальнейшем как декорации к сказкам.
ЭТЮД «ИЗОБРАЗИ ОВОЩ» Цели: Развивать творческое воображение, фантазию. Учить детей технике перевоплощения Творческое задание: Предложить детям передать образ овоща мимики и пластики. Поощрять творческую импровизацию.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА «ТАНЯ И ОВОЩИ»
Предварительная работа: Знакомство со сказкой
Цели. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Материалы и оборудования: плоскостной театр, муляжи овощей, костюмы овощей, маска козлика, корзинка, хворостина. Декорация «огород»
Первую игру проводит воспитатель.
Для второй игры исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалок, загадок или же оценивая выразительность подражания ребенка персонажу
Когда дети запомнят текст, распределяются роли и показывается сценка детям младших групп.
ХОД ИГРЫ Выходит Таня. В руках у нее корзинка. Таня оглядывается по сторонам.
Таня. Посылает меня мама в огород,
И капуста, и морковка тут растет.
Но каких нарвать, не знаю, овощей
Для салата, винегрета и для щей?
Как мне только разобраться и узнать, Что мне надо для обеда собирать?
Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
Морковка. Я — красная девица, зеленая косица!
Собою я горжусь и для всего гожусь! И для сока, и для щей, для салатов и борщей,
В пироги, и винегрет, и... зайчишкам на обед! Капуста.
Я бела и сочна, я полезна и вкусна!
Стою на толстой ножке, скрипят мои одежки.
Зеленый лук. Говорят, я горький, говорят, несладкий!
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте — будете здоровы!
Свекла. Я кругла и крепка, темно-красные бока,
Свекла молодая, сладкая такая!
Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет!
Картошка. Я — картошка, загляденье,
Я — картошка, объеденье!
Крах-ма-ли-ста! Да раз-ва-ри-ста!
Без меня — нет, нет, — не получится обед!
Выходит Козел, трясет бородой, угрожая рогами.
Козел. Не дам я морковки, не дам огурцов,
За каждый кочан я сражаться готов! Ме-е-е...
Все овощи. Защити нас, Таня, защити,
От козла рогатого спаси!
Прогони его ты поскорей,
Пусть идет дорогою своей!
Таня берет хворостину и грозит Козлу.
Таня. Ты, козел-козлище, зеленые глазища,
Уходи, уходи, огороду не вреди!
Не стучи ногами, не крути рогами!
Уходи, уходи, огороду не вреди!
Вот тебя! Козел убегает.
Овощи. Спасибо, спасибо, большое спасибо!
Мы выгнать козла без тебя не смогли бы!
Капуста. Вот капусты кочан (протягиваете Тане).
Морковь. Вот морковки пучок! Огурец.
Вот душистый огурчик!
Лук. Вот свежий лучок!
Свекла. Вот свекла!
Картошка. А вот и картошка!
Все. Мы все поделились с Танюшей немножко