Особенности детско-родительских отношений
в неполной разведенной семье
Неполная семья — это малая группа с частичными, неполными
связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети,
мать-дети, дети-бабушки и дедушки. Чаще всего неполная семья - это мать с
одним или двумя детьми.
Образуется неполная семья в результате:
1. развода;
2. смерти одного из родителей;
3. рождения внебрачного ребенка.
Субъективные мотивы, которые выдвигают разводящиеся супруги,
всегда разнообразны. По ним трудно судить о реальных причинах
расторжения брака. Иногда реальный мотив может подменяться
другим так же, как порой причина подменяется поводом.
По мнению большинства зарубежных и отечественных психологов,
формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения
ребенка с обоими родителями, поэтому независимо от конкретного стечения
обстоятельств, развод родителей становится кризисной ситуации для всей
семьи. Развод неизменно вызывает у детей психологический надлом и сильные переживания.
Дети разведѐнных родителей имеют множество
проблем психического здоровья, чаще нуждаются в психиатрической
помощи, отмечаются низкой самооценкой, негативно относятся к своим родителям. Семейный конфликт,
уход одного из родителей и развод становятся для ребенка источником
постоянного стресса. В последующей взрослой семейной жизни, по
свидетельству исследователей, дети разведенных родителей сами разводятся
гораздо чаще детей из полных семей.
Одно из самых ближайших последствий постразводного стресса у детей
— нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют
результаты исследования детских психологов, которые выявили снижение
адаптации детей из разведѐнных семей, но сравнению с детьми из полных
благополучных семей. Важным фактором снижения адаптивности, согласно
полученным данным, являются интенсивность и продолжительность
разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был
ребѐнок, а особенно настраиванием ребѐнка одним из родителей против
другого. Адаптивность ребѐнка снижается пропорционально
продолжительности периода, в течение которого он живѐт в такой
разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с
родителем после развода при их совместном проживании в разделѐнной
квартире. Ещѐ сложнее процесс социальной адаптации происходит у детей,
чьи родители после развода настойчиво пытаются устроить свою судьбу,
забыв о чувствах и привязанностях ребѐнка.
Психологическая атмосфера в семье оказывает очень большое влияние
на развитие личности ребенка, а, следовательно, на его поведении в
обществе.
В разведенной семье мать вынуждена выполнять несвойственных ей
чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают
одностороннее воспитание. У разведѐнной женщины-матери нередко
формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, и у детей могут сложиться деформированные и
искажѐнные представления о супружестве и семье.
В воспитании детей в разведенной семье без отца можно выделить три
типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словноего никогда и не было;2. мать пытается обесценить отца и сгладить из детскихвоспоминаний даже самые незначительные положительныевпечатления о нѐм, стремится убедить ребѐнка в том, чтоотец был плохим, поэтому и семья стала неполной.Продолжая вражду с бывшим мужем, она старается свестиконтакты детей с отцом к минимуму;3. мать, забыв обиды, должна попытаться увидеть в бывшемсупруге союзника, у которого есть определѐнныедостоинства, хотя он не лишѐн и некоторых слабостей(недостатков), и тем самым сохранить детям обоихродителей.
Для того чтобы ребѐнок легче пережил травму развода, у него должны
сохраниться максимально хорошие отношения, как с матерью, так и с отцом.
Однако родители, руководствуясь эгоистическими побуждениями и
переживая чувство обиды, допускают серьѐзные ошибки формирования
отношения ребѐнка к оставившему семью супругу. Им нередко кажется, что,
скрывая факт развода от ребѐнка до последнего момента, они ограждают его
от излишних волнений.
Психологи предлагают в таких ситуациях рассказать ребѐнку правду,
стараясь максимально смягчить рассказ и не пытаться «очернить» другого в
глазах детей. При этом надо учитывать такие существенные факторы, как
степень духовной зрелости ребѐнка, его возраст, психические особенности, и
социальное окружение. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и
другим нежелательным эффектам, тем более что ребѐнок всѐ равно рано или поздно об этом узнает. Не следует вдаваться в подробности, объясняя детям,
почему отец ушѐл из семьи. Нужно понятно и доступно разъяснить ребѐнку
ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее.
О нарушении супружеской верности рекомендуется лучше не говорить,
как и не говорить и о других случаях, когда поступки уходящего супруга
унижали достоинство бывшего брачного партнѐра. Тема развода не должна
превращаться в бесконечный сериал обсуждения семейных проблем с
детьми. При этом нельзя обвинять супруга при ребѐнке, для которого он не
плохой муж, а папа. Нельзя обвинять в том, что случилось, и других
родственников, а также самого ребѐнка.
Постоянно выслушиваемые критические и грубые отзывы в адрес отца
подтачивают веру в себя, как в мужчину, как заслуживающего уважения
человека. Но это ещѐ не все потери. Как оказалось, такая «правда» о
разногласиях разведѐнных родителей ничего, кроме жестокости и
агрессивности воспитать в ребѐнке не может. Не случайно, по наблюдениям
психологов, именно мальчики, живущие с мамами и к ним эмоционально
привязанные, чаще всего становятся закоренелыми холостяками.
В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на
воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье
разведѐнных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери
с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери,
касающемся еѐ взаимоотношений с ребѐнком, наблюдается два крайних
варианта. Первый вариант может быть связан с проявлением более жѐстких
мер воспитательного воздействия. Это относится в первую очередь к
мальчикам. Сыновья здесь становятся нередко своеобразными «козлами
отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства
эмоциональной неудовлетворѐнности... Это означает большую нетерпимость
матерей к общим с отцами чертам у детей в случае предшествующих
конфликтных отношений в семье.
Второй вариант материнского поведения в семье после развода прямо противоположен первому. Мать стремится своим влиянием компенсировать
то, чего, по еѐ мнению, дети лишены из-за отсутствия отца. По отношению к
детям такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую,
сдерживающую инициативу ребѐнка, позицию, что способствует
формированию эмоционально ранимой, безынициативной,
несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям эгоистичной личности.
В любом случае внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном
кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребѐнка, потому
что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию
взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки
своих отрицательных эмоций, транслируют на них негативные аспекты
переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду то, что
ребѐнок всегда глубоко страдает, если рушится семейный
очаг.
Литература
1. Андреева ,Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие [Текст]
Т.В. Андреева— Спб.- Речь, 2004.
2. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейного
консультирования.
Учеб.пособие. для вузов [Текст]Е.Г.Силяева— М., 2005.
3. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений
в семье[Текст] В. М.Целуцко—
Волгоград, 2006.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия
семьи[Текст] Э.Г. Эйдемиллер —
СПб.: Питер, 1999