Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми старшей группы
И которые мы планируем применить:
Игры с песком
Задачи:
закрепитьпредставления детей о свойствах песка, развитьлюбознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развитьконструктивные умения.
Материалы: большая детская песочница, вкоторой оставленыследы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка дляпрогулок данной группы.
Описание. Дети выходят на улицу иосматривают площадку для прогулок.
Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице.
Почемуследы так хорошо видны на песке?
Чьи этоследы?
Почему вы так думаете?
каждого животного свой дом из песка.
Из какого пескалучше всего строить?
Как сделатьего влажным?
• Дети берут лейки, поливают песок.
Куда пропадает водичка?
Почему песок стал влажным?
Дети строят домики и
играют с животными
играют с животными
Фонтанчики
Задачи: развить любознательность,самостоятельность, создать радостноенастроение.
Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.
Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.
Описание.Детивыходят на прогулку. Петрушка приносит детямкартинки с изображением разных фонтанов.
Что такое фонтан?
Где вы видели фонтаны?
Для чего люди устанавливают фонтаны в городах?
Можно ли фонтанчик изготовитьсамим?
Из чего его можно смастерить ?
Воспитатель обращает внимание детей на принесенные Петрушкойбутылки, гвозди, спички.
Можно ли спомощью этих материалов изготовить фонтан ?
Как это лучше сделать?
• Детипротыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их
спичками, наполняют бутылки водой,выдергивают спички,
и получается фонтанчик.
• Детипротыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их
спичками, наполняют бутылки водой,выдергивают спички,
и получается фонтанчик.
Как у насполучился фонтан ?
Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички ?
Дети играют с фонтанчиками.
Дети играют с фонтанчиками.
Цветной песок
Задачи: познакомитьдетей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);
научить пользоваться теркой.
Материалы:цветные мелки,песок,прозрачная емкость, мелкие предметы,2 мешочка,мелкие терки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками.
Описание.К детям прилетел галчонок Любознайка.Он просит детей отгадать,что у него в мешочках
Дети пробуют определить на ощупь.(В одном мешочке—песок,в другом—кусочки мела.)
Воспитатель открывает мешочки,дети проверяют предположения.
Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок,
Что с ним можно делать?
Какого цвета мел?
Какой на ощупь?
Можно ли его сломать?
Для чего он нужен?
Галчонок спрашивает:«Может ли песок быть цветным?
Как его сделать цветным?
Что будет, еслимы песок перемешаем с мелом?
Как сделать,чтобы мел был таким же сыпучим,как песок?
» Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела вмелкий порошок
Волшебное сито
Задачи: познакомить детей со способомотделения комков от песка, мелкой крупыот крупной с помощью развить самостоятельность.
Материалы: совки, различные сита, ведерки,миски, манная и рис, песок, мелкие камешки.
Описание. К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшок с манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечайно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
• Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее?
Посмотри те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам?
Замечаем, что на полке лежит cито?
Для чего необходимо?
Как этим пользоваться?
Что из ситасыпется вмиску?
Красная Шапочка рассматриваеточищенную манку,
благодарит за помощь,спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешк
отделить песок от камешков?
Красная Шапочка рассматриваеточищенную манку,
благодарит за помощь,спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»
• Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешк
отделить песок от камешков?
Дети самостоятельно
просеивают песок.
просеивают песок.
Что у нас в миске?
Что осталось.Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают вмиску?
Для чего необходимо сито?
Есть ли у вас сито дома?
Как его используют мамы, бабушки?
Дети дарятволшебное сито Красной Шапочке.
Что растворяется в воде?
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материалы: мука,сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы счистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.
(Результаты фиксируются на фланелеграфе.)
(Результаты фиксируются на фланелеграфе.)
Что отражается в зеркале?
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Материалы: зеркала,ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода,рабочие ПИТЫ.
Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите?
Посмотрите в зеркало искажите,что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы беззеркала и скажите, отличаются они от тех, какиевы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле.
• Перед детьми различные предметы (ложки, фольга,сковоро
да, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо.
да, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо.
На что вы обратили внимание при выборе предмета ?
Попробуйтеко предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отража всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же форм! получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из нихполучаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить,г де на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в витрине магазина.)
• В рабочих листах дети выполняют задание «Найди все предметы, в которых можно увидеть отражение
• В рабочих листах дети выполняют задание «Найди все предметы, в которых можно увидеть отражение
Солнечные зайчики
Задачи:
понятьпричину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркала.
Материал: зеркала.
Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение осолнечном зайчике.
Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, какс помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надопоймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их(прикрыв ладошкой).
• Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние. Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние. Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении.
Почему солнечный зайчик непоявляется? (Нет яркого света)
Фокусы с магнитами
Задача:выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлич.стержнем; миска с водой, банка с вареньем,и с горчицей;деревянная палочка, с одного края кот.прикреплен магнит исверху покрыт ватой,а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной строны; скрепки;магнит,прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан сводой,небольшие металлические стержни или иголка.
Описание.Детейвстречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь». Фокусник:Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает,что для него хорошо,что плохо.Хотя бы этот малыш.Толькочто вылупился из яйца,а уже добрался до воды и поплыл. Значит,он понимает,что ходить ему будет трудно,а плавать—легко.И в пище разбирается.Вот тут у меня привязаны две ватки,макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать(подносится палочка без магнита) Кушай, маленький!Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть ?Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом).Ага, потянулся к сладенькому.Не глупая птица
• Дети сами достают разл.предметы из воды спом.магнита
Звенящая вода
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.
Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать ?
Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?
Ловись, рыбка, и мала, и велика
Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка».
Чем можно ловить рыбу?
Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка.
На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?
• Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металли
ческие пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит ? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание
ческие пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит ? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание
«Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»
Водяная мельница
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.
Описание. Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойски. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дет напевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? Вода приводит в движение мельницу.
• Дети играют с мельницей.
Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду,
мельница работает медленно, а если лить большой струей, то
мельница работает быстрее.
• Дети играют с мельницей.
Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду,
мельница работает медленно, а если лить большой струей, то
мельница работает быстрее.
«Угадайка»
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который
зависит от материала.
зависит от материала.
Материалы: предметы одинаковой формы и размера из
разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;
емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.
Описание. Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.)
Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе!
разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;
емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.
Описание. Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.)
Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе!
• Игра «Угадайка» — из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он
или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (От того, из какого материала он сделан.)
детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют нес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Где вода?
или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (От того, из какого материала он сделан.)
детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.) Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют нес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Где вода?
Задачи: выявить, что песок и глинапо-разному впитывают воду, выделить ихсвойства: сыпучесть, рыхлость.
Материалы: прозрачныеемкости с сухим песком, с сухой i имной, мерные стаканчики с водой, лупа.
Описание. Дед Знай предлагает детямнаполнить стаканчи-м1 песком и глинойследующим образом: сначала насыпается сухаяглина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. Послеэтого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят.Затем детям предлагается закрыть глаза и позвуку угадать, что пересыпает дед Знай. Что лучше сыпалось? (Песок.) Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковыели горки? (Горка из песка ровная, из глины неровная.) Почему горкиразные?
Все увидим, все узнаем
Все увидим, все узнаем
Задача: познакомитьс прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Материалы: лупы, маленькие пуговицы,бусинки, семечки кабачков, подсолнуха,мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветныекарандаши.
Описание. Дети получают «подарок» от дедаЗная, рассматривают его. Что это? (Бусинка,пуговица.) Из чего состоит? Для чегонужна? Дед Знай предлагаетрассмотреть маленькую пуговицу,бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этогостеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)Этот прибор-помощник называется «лупа». Длячего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (Приремонте и изготовлении часов.)
• Детямпредлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу
Таинственные картинки
• Детямпредлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу
Таинственные картинки
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи ? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек ? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе 19. Песочная страна Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок ? Как выглядят песчинки ? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе 19. Песочная страна Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок ? Как выглядят песчинки ? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки
Разноцветные шарики
Все вместе рассматривают детские рисунки
Разноцветные шарики
Задача: получитьпутем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый,голубой.
Материалы: палитра,гуашевые краски: синяя, красная, (желая,желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути иполовинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. Описание. Зайчик приносит детям листы сизображениями шариков и просит помочь емуих раскрасить. Узнаем у него,шарики какогоцвета ему больше всего нравятся. Как же быть,если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой ифиолетовой красок ?
Какмы их можем изготовить?
Какмы их можем изготовить?
• Детивместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способсмешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской детираскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимыхцветов. Вывод: смешав красную и желтуюкраску, можно получить
оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с
синей — фиолетовый,синюю с белой — голубой. Результаты опытафиксируются в рабочем листе
Тающий лед
оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с
синей — фиолетовый,синюю с белой — голубой. Результаты опытафиксируются в рабочем листе
Тающий лед
Задана: определить,что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее;что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которойнаходится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой,миска с холодной водой, кубики льда, ложка,акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание. Дед Знай предлагает отгадать,где быстрее растет лед — в миске схолодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдаютза происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которыераскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотретьцветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка?(Примерзла к льдинке.)
• Какможно получить разноцветную воду? Детидобавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
Замерзшая вода
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание. Перед детьми — миска с водой. Ониобсуждают, какая вода, какой она формы. Водаменяет форму, потому что
она жидкость. Может ли водабыть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чемлед отличается от воды ?
Можно ли ледлить, как воду? Детипробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
• Плаваетли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они на- зываются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля
не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему ледрастаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чегосостоит лед? • «Играемс льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают инаблюдают, что происходит с льдинками.
Свет и тень
она жидкость. Может ли водабыть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чемлед отличается от воды ?
Можно ли ледлить, как воду? Детипробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
• Плаваетли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они на- зываются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля
не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему ледрастаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чегосостоит лед? • «Играемс льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают инаблюдают, что происходит с льдинками.
Свет и тень
Задачи: познакомитьс образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать спомощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание. Приходит медвежонок Миша сфонариком. Воспитательспрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается,комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком ирассматривают разные предметы. Почемумы хорошо все видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещаетсвою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.
Свет повсюду
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.
Свет повсюду
Задачи: показать значение света,объяснить, что источники света могут бытьприродные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа,фонарик, свеча).
Материалы:иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки сизображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света;фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Материалы:иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки сизображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света;фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание.Дед Знайпредлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Чтосейчас светит? (Солнце.)Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна,костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутрифонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Каксделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет иосветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открыватьсундучок, как сделать, чтобы а нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. • Игра «Светбывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы:свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик,настольная лампа ? Продемонстрировать действие этих предметов,сравнить, разложить в такой жепоследовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче —солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркостисвета (от самого яркого).
Можно ли менять форму камня и глины
Можно ли менять форму камня и глины
Задача: выявитьсвойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить начасти, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзяразделить на части).
Материалы: дощечкидля лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Описание. По модели обследования предмета дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянутв разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.)Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чемотличается глина от камня?(Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.) Дети лепят различные фигурки из глины. Почем уфигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материа лпохож на глину?
Каждому камешку свой домик
Каждому камешку свой домик
Задачи: классификациякамней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие,шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различныекамни, четыре коробочки, подно-сики с песком, модель обследования предмета,картинки-схемы, дорожка из камешков.
Описание. Зайчик дарит детям сундучок сразными камешками, которые он собирал влесу, возле озера. Дети их рас сматривают. Чемпохожи эти камни?Действуют в соответствш с моделью (рис. 2):надавливают на камни, стучат. Все камьп твердые.Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращае внимание детейна цвет, форму камней, предлагает ощупат их. Отмечает, что есть камни гладкие,есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и некруглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количествокамешков.
Воздух работает
Описание. Зайчик дарит детям сундучок сразными камешками, которые он собирал влесу, возле озера. Дети их рас сматривают. Чемпохожи эти камни?Действуют в соответствш с моделью (рис. 2):надавливают на камни, стучат. Все камьп твердые.Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращае внимание детейна цвет, форму камней, предлагает ощупат их. Отмечает, что есть камни гладкие,есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и некруглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количествокамешков.
Воздух работает
Задача: дать детям представление о том,что воздух может двигать предметы(парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассоваяванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушныешарики.
Описание. Дед Знай предлагает детямрассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как этоможно проверить ? Запускаетв воду пустую пластмассовую ванночку ипредлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Чтоможно придумать, чтобы лодочка быстрееплыла?Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почемус парусом лодка движетсябыстрее? На парус давит большевоздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можемзаставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар ? Воздух вырывается из шара и заставляет егодвигаться. Детисамостоятельно играют с лодочкой, шариком
Воздух повсюду
Воздух повсюду
Задачи, обнаружить воздух в окружающемпространстве и выявить его свойство —невидимость.
Материалы, воздушные шарики, таз с водой,пустая пластмассовая бутылка, листыбумаги. Описание. ГалчонокЛюбознайка загадывает детям загадку о воздухе.
Через нос проходит вгрудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
(Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такоевоздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Через нос проходит вгрудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
(Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такоевоздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
• Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.Дети надувают воздушные шарики. Чем мызаполняем шарики?
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не вляется пустым.
Подушка из пены
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не вляется пустым.
Подушка из пены
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: наподносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, всели предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену? Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его вмиску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена?Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Всели предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?(Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
Вода принимает форму
Вода принимает форму
Задача: выявить,что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы, воронки,узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка,ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой,подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание.Переддетьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, какон гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы этисосуды? Давайте заполним ихводой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшикомчерез воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют,одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формывода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в которыйналита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — детизакрашивают различные сосуды
Прозрачная вода
Прозрачная вода
Задача: выявитьсвойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: двенепрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широкимгорлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание.
Описание.
• В гостипришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она
любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, однаиз них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как выдогадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банкуводой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем,наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, какона льется. Какой слышим звук?
любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, однаиз них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как выдогадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банкуводой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем,наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, какона льется. Какой слышим звук?